четверг, 8 июля 2010 г.

Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся


Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. 


1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. 


2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос. 


При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. 


3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. 


К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа. 


Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет. 


4. Задания для устного и письменного опроса учащихся со стоят из теоретических вопросов и задач. 


Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и от­личаются последовательностью и аккуратностью. 


Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно за писано решение. 


5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удов­летворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично). 


6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельству ют о высоком математическом развитии учащегося; за решение бо лее сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предло женные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий. 

Критерии ошибок:

К   г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

К   н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;

К   н е д о ч е т а м относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях


Оценка устных ответов учащихся по математике 

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотрен ном программой и учебником,
  • изложил материал грамотным языком в определенной логиче ской последовательности, точно используя математическую термино логию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конк ретными примерами, применять их в новой ситуации при выполне нии практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при от работке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по за­мечанию учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. 


Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: 


  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие ма тематическое содержание ответа; 
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержа ния ответа, исправленные по замечанию учителя; 
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении вто ростепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. 

Отметка «3» ставится в следующих случаях: 

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материа ла, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного ма териала (определенные «Требованиями к математической подготов ке учащихся»); 
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении поня тий, использовании математической терминологии, чертежах, вы кладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; 
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обя зательного уровня сложности по данной теме; § при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. 
Отметка «2» ставится в следующих случаях: 
  • не раскрыто основное содержание учебного материала; 
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; 
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. 


Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике 

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью; 
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; 
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). 
Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); 
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки). 

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недоче тов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. 

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере. 


Используются три подхода к оценке знаний и умений учащихся: по ошибкам, по «производительности» и комбинированный. Оценивание знаний и умений по ошибкам осуществляется в зависимости от количества и характера погрешностей, допущенных учащимися. Оценки по «производительности» формируются с учетом объема верно выполненной работы: 


Объем выполненной работы                                     Отметка

Менее 50%                                                                  2

От 50 до 70%                                                               3

От 70 до 90%                                                               4

От 90 до 100% включительно                                       5



При комбинированном подходе учитываются как ошибки, так и объем выполненной работы. 


При проверке тестовых работ используются два способа оценивания: зачет/незачет и четырехбалльная система оценок. В первом случае зачет ставится тем учащимся, которые выполнили не менее 70 % теста, во втором случае – в соответсвии с рекомендациями, представленными в таблице: 

Объем выполненной работы                                     Отметка

До 50%                                                                          2

От 50 до 75%                                                                 3

От 75 до 90%                                                                 4

От 90 до 100% включительно                                         5


5 комментариев:

  1. Здравствуйте, Наталья Владимировна! Есть ещё "Блог учителя математики", кажется, Ирины Ш. Так вот она задавала на днях вопрос, как оценивать ответы учеников. Ваш материал и есть ответ на вопрос. Переадресуйте его Ирине, если, конечно, хотите. А вообще, проблема оценивания знаний, умений и навыков учащихся, несмотря на наличие критериев оценки, существует. Как быть, например, когда ученик делал в диктанте 12-15 ошибок, а стал делать 7. И так и так -- всё равно по критериям отметка "2", но он же вполовину лучше стал писать. С уважением, Валентина Саблина.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Валентина Васильевна. Такая проблема стоит часто и предо мной. Но если число ошибок уменьшилось в результате упорной работы ученика, то за него можно порадоваться и отметить это в комментариях к его ответу. Доброжелательный комментарий и вера учителя в ученика сгладят огорчение от двойки и не погасят в нем желание трудиться и дальше. В итоге он начнет писать на "3" и выше. Но если просто поставить "2", то ученик может огорчиться тому, что все его старания напрасны и перестать заниматься. А за текущий ответ можно все-таки авансом поставить "3", чтобы подбодрить его, но только за текущий ответ. В моей практике была девочка, которая пришла в 5 класс с оценкой "4", но часто отвечала и на "3", но в 11 классе уже участвовала в НПК по математике, сдала экзамен на "5" и теперь учится на мехмате СамГУ. Главное в нашем деле - верить в ребенка и заставить его самого поверить в себя.

    ОтветитьУдалить
  3. Свасибо, Наталья, за отличные рекомендации. Проблема оценивания учащихся актуальна, особенно с введением ЕГЭ. В этом году для минимума надо было всего 3 задания! А это значит от 10%.Уже сейчас решают о возможности использовать калькулятор. Что дальше? Может и критерии оценивания изменятся. Может оценивать надо только продвижение учащегося, сравнивать его только с самим собой, а не неким эталоном?

    ОтветитьУдалить
  4. Да?! В свете реструктуризации школы из средней в основную для меня вопрос ЕГЭ уже не так актуален, поэтому этих тонкостей я не знала. Но получается, что ЕГЭ сдать намного легче, чем ГИА. За что же так 9-классников наказывают? В этом году хотя бы формулы можно было использовать и таблицы квадратов. А насчет калькуляторов я считаю все-таки правильнее будет их использовать, т.к. это умение владения вычислительными инструментами (как раньше таблицы и логарифмическая линейка), да и на экзамене надо проверять не столько вычислительные навыки, сколько математическую культуру школьника. Конечно, в идеале школьник должен уметь считать и без калькулятора. Но А. Пуанкаре плохие вычислительные навыки не помешали стать великим математиком (хотя он и жалел о том, что плохо умеет считать)

    ОтветитьУдалить