суббота, 21 августа 2010 г.

Определяем тип восприятия

Тип восприятия ученика необходимо учитывать педагогу для того, чтобы создать на уроке каждому ребенку условия для комфортной и эффективной работы. Определить его можно с помощью наблюдений за речью ученика и стилем его общения, за тем, как работает на уроке, ведет себя на перемене.

При общении учеников между собой или с учителем обращаем внимание на направление взгляда и словарный состав сообщений. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз. 
Визуал в своей речи употребляет слова, связанные в основном со зрением (моя точка зрения такова, смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). 
Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, звук, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный, слушать, тихий и т. д.). Обычно он очень общителен, разговорчив. Нередко имеет богатый словарный запас, хорошо умеет убеждать и уговаривать. 
Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). 

На уроке замечаем то, как проявляются особенности внимания и запоминания, как работает ученик. 
Кинестетики очень подвижны, с хорошо развитой моторикой, при этом им трудно бывает подолгу удерживать внимание на каком-либо предмете, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает. 
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами, легко ориентируется в схемах, таблицах, у него хорошо развита зрительная, образная память. Аудиал легко запоминает то, что слышал, о чем говорили на уроке, то есть имеет хорошо развитую слуховую память. Кинестетик помнит общее впечатление; запоминает двигаясь. 

Вы, наверное, замечали, что дети по-разному записывают домашнее задание. Учитель записал его на классной доске. При этом одни ученики открывают дневник и записывают с доски то, что задано на дом. Это визуалы. Они предпочитают иметь нужную ему информацию и легко воспринимают ее именно записанной на доске. 
Другие ученики, несмотря на то, что задание записано на доске, несколько раз переспросят учителя или соседа по парте. И хорошо, если он запишет эту информацию себе в дневник. Обычно он надеется на свою память, но, обнаружив дома, что не помнит задание, начинает обзванивать одноклассников. Это – аудиалы. 
Кинестетик же чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, дневник, тетради, а потом находит в учебниках нужные страницы и обводит нужные номера. 

И на переменах дети ведут себя по-разному. 
Визуал предпочитает одиночество или общение с другими визуалами. Ему мешают громкие разговоры аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Он предпочитает наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах, показывать и смотреть фото в своих телефонах. Аудиалы же используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Любят слушать музыку, а подвижные игры их не очень привлекают. Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Зная особенности учеников и используя рекомендациями (о них речь пойдет позже) по работе с детьми разного типа восприятия, можно и нужно создать на уроках условия, благоприятные каждому ребенку.

1 комментарий:

  1. Очень полезная информация. В суете повседневной мы забываем когда-то пройденную науку и не учитываем многих обстоятельств, связанных с психологией ученика. Спасибо. Валентина Саблина.

    ОтветитьУдалить