вторник, 28 июня 2011 г.

Язык и математика

Г. Лейбниц
«Математика есть поэзия гармонии, 
вычислившая себя, но не умеющая 
высказаться в образах для души» 
Г. Лейбниц 

О близости математики и поэзии высказывались многие просвещенные люди разных эпох. Лед и пламень, физика и лирика, алгебра и гармония, язык и математика... Казалось бы, что между ними общего? 


Где она -
Грань между прозой, поэзией.
Точной наукой?
Пойди ее выяви.
Связь эту, часто неясную... -

сетует поэт Леонид Мартынов в стихотворении "Мать математи­ка". Действительно, можно ли такую грань, разделяющую физиков и лириков, установить? Да и есть ли она? Многие поэты применяют математические образы для усиления и/или уточнения своих мыслей и чувств. Например, у Арсения Тарковского:

Мы - только под прямым углом. 
Наперекор один другому. 
Как будто не привыкли к дому
И в разных плоскостях живем...

Здесь использование математических понятий вполне понятно, обоснованно и оттеняет мысль автора.

У Осипа Мандельштама свое бережное отношение к терминам, которые и математическими-то, в полном смысле этого слова, уже не выглядят:

И я выхожу из пространства 
В запущенный сад величин, 
И мнимое рву постоянство 
И самосознанье причин.
И твой, бесконечность, учебник
Читаю один, без людей -
Безлиственный, дикий лечебник. -
Задачник огромных корней.

Вообще, в стихах многих поэтов проблескивает некий "сплав" математико-лирических выражений: "десятизначные леса" (О. Мандельштам), "дышит интеграл" (А.Блок), "полотнищам пространств" (М. Цветаева), "золотые числа Пифагора" (М. Волошин)...
А авторами некоторых слов, ставших математическими терминами, были известные русские писатели: 
независимость - В. Тредиаковский,
несоразмерность - Н. Карамзин,
совокупность, мощность - А. Радищев.

А такие термины, как производные, гипербола, есть и в математике и в литературе. (Как  мне бывает приятно, когда ученики на уроке литературы на вопрос "Что такое гипербола?" отвечают, что это график обратной пропорциональности.)

Уже это показывает, что язык и математика не являются какими-то "отдельными государствами". А, значит, деление на гуманитариев и математиков не является уважительной и непреодолимой причиной, которой некоторые учащиеся-гуманитарии пытаются оправдать свое незнание математики. Кстати, за всю свою многолетнюю педагогическую практику я еще не встречала учащихся-математиков, которые бы слабо успевали по русскому языку и литературе.

Математика также служит языку, позволяя посредством сравнения объемов словарного запаса, анализа повторяемости и сочетаемости слов и выражений идентифицировать автора того или иного литературного текста. А поисковые системы, которыми мы все пользуемся. Ведь они проводят поиск текстового материала "математическими" методами.  А выдающийся математик Владимир Арнольд определил принадлежность эпиграфов к «Евгению Онегину».
Посредством гармонии ритма точных слов, образов и рифмы стихотворения приобретают эмоциональность, звучность, красоту. А ритм, гармония, стиль произведения подвластны математике. И многие поэты улавливали связь между языком и математикой интуитивно, о чём и писали в своих стихотворениях.
Например, венгерский поэт Лайош Кашшак в одном из стихотворений пишет:
"Но поскольку я поэт,
Я хотел бы так же чётко и ясно
Говорить на языке слов,
Как математики
Говорят на языке чисел."
А известный американский писатель Эдгар По сказал: "Поэт тем талантливее, чем более математичен его дар", тем самым отмечая, что настоящий поэт должен обладать такими "математическими" качествами, как точность и ясность восприятия и выражения мыслей.

3 комментария:

  1. Хороший блог! У себя в блоге на тему языка и математики я тоже писал заметку, думаю, Вам будет интересно.

    ОтветитьУдалить