вторник, 25 марта 2014 г.

Почему неизвестную величину обозначают буквой "х"?

С этой буквы испанцы писали арабское слово, означавшее «вещь».  История началась в IX столетии в Хорезме на территории современного Узбекистана, где математик Аль-Хорезми заложил основы науки о решении уравнений — алгебры. Ее название происходит от арабского термина «аль-джабр», означавшего перенос члена уравнения из левой части в правую с изменением знака. Аль-Хорезми еще не использовал формул и записывал уравнения словами. Неизвестную величину он называл «шей», по-арабски — «вещь». Например: три «вещи» составляют 15, значит, «вещь» равна пяти. В XII веке книга Аль-Хорезми попала в Испанию, где неизвестное стали записывать как xei, поскольку в староиспанском звук [ш] в начале слова обозначался буквой X. С развитием формульной записи слово сократилось до одной буквы.

Источник

воскресенье, 23 марта 2014 г.

Пифагор. Видео

И ещё раз о Пифагоре и достоверности информации. Предлагаю определить, в каком из роликов сведения из биографии Пифагора не являются верными, несмотря на то, что каналы, предоставившие эти видеофильмы, заслуживают доверия.



четверг, 20 марта 2014 г.

Учимся создавать игры

Ребята! Вы уже не раз работали с заданиями, созданными в сервисе LearningApps.  Теперь же вам предстоит самостоятельно придумать и создать задание.

Что надо сделать. Используя учебник и изученные тексты, составьте вопросы для задания по изученной теме "Рациональные числа". Создайте интерактивное задание. Ссылку на него пришлите мне на почту.

Как делать.

  1. Для работы в сервисе воспользуйтесь своими аккаунтами. Не забудьте перейти на русский интерфейс, выбрав соответствующий флаг в правом верхнем углу экрана.
  2. Выберите шаблон для упражнения и создайте в нём игру.
  3. Сохраните игру и пришлите ссылку на мой почтовый ящик.
Где получить помощь
  1. Я весь день и вечер на связи. Пишите, помогу, чем смогу.
  2. Обучалки хорошие и разные по сервису.
  3. Обучалка для упражнения "Найди пару".
На следующем уроке вы оцените работу своих одноклассников.

вторник, 18 марта 2014 г.

История отрицательных чисел


Сегодня предстоит познакомиться с историей отрицательных чисел. 



Что предстоит сделать:
  1. Используя текстовые документы (О.А. Захарова Практические задачи по математике, стр. 69 и учебник Виленкина Н.Я. Математика. 6 класс), составьте хронологическую ленту истории отрицательных чисел, указав краткие сведения (что-кто-где-когда), иллюстрации (по возможности). 
Как делать:
  1. прочитайте текст, 
  2. выделите этапы развития теории отрицательных чисел и ключевые фразы,
  3. сформулируйте кратко и точно суть каждого этапа,
  4. совместно создайте ленту времени "История отрицательных чисел".
После выполнения задания оцените свою работу, заполнив форму "Работа с текстом".


Критерии оценки выполнения задания:
  1. Указаны все этапы развития теории отрицательных чисел.
  2. Указаны правильные сведения о каждом этапе.
  3. Использованные иллюстрации соответствуют смыслу текстовой информации об этапе.
  4. Заполнена форма "Работа с текстом".

понедельник, 17 марта 2014 г.

Был ли Пифагор чемпионом? Итоги

Дорогие шестиклассники! В силу различных причин не все из вас выполнили второе задание. Но всё-таки подведём итоги и выясним, участвовал ли Пифагор в олимпийских играх.  Итак. 
  • Сколько лет находился в странствиях Пифагор? 
Никто не дал правильного ответа, но на уроке все сообразили верно. Делаю вывод, что к ответам на вопросы задания 2 отнеслись не очень ответственно. Правильный ответ - 32 года.
  • В каком году Пифагор вернулся из странствий? 
67 % отвечающих дали верный ответ, в 530 г. до н.э.
  • Сколько лет было Пифагору, когда он отправился в странствия?
33 % отвечающих  справились с этим заданием. Правильный ответ - 8 лет. 
  • Можно ли считать информацию о Пифагоре правдивой?
Ответ на предыдущий вопрос позволяет нам усомниться в достоверности сведений, указанных в источнике.  

Теперь можно ответить на следующие вопросы задания:
  • Был ли Пифагор олимпийским чемпионом 588 г. до н.э.? 
Правильный ответ: Нет, т.к. он родился позже указанной даты.
  • Почему, по вашему мнению, могла возникнуть такая ошибка?
На уроке был всё-таки дан правильный ответ. 570+18=588. Автор первоисточника, в котором встретилась эта ошибка, вероятно, не учёл, что в периоде времени до н.э. надо проводить вычитание, а не сложение.
  • Можно ли доверять информации в сети Интернет полностью?
На этот вопрос все ответили верно: "Нет". 

Почему же так много ошибок в источнике, который вы изучали?
Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха (242—306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234—305 гг.) «Жизнь Пифагора»; Диогена Лаэртского (200—250 гг.) кн. 8, «Пифагор». Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена (370—300 гг. до н. э.) родом из Тарента, где сильны были позиции пифагорейцев. Таким образом, самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти. И эти сведения во многом противоречат друг другу.  
Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных.


Посмотри видеофильм и следуй его советам. 

воскресенье, 2 марта 2014 г.

Был ли Пифагор олимпийским чемпионом? Часть 2

Ребята! Вы выполнили первое задание.  Но каждая работа требует проверки правильности выполнения. Это вам предстоит сделать с помощью таблицы критериев самостоятельно, сравнив свою ленту с эталонной (смотри ниже).



После выполнения самооценки выполните задание 2:

1. Используя эталонную ленту времени и здравый смысл, ответьте на вопросы:
  • Сколько лет находился в странствиях Пифагор?
  • В каком году Пифагор вернулся из странствий?
  • Сколько лет было Пифагору, когда он отправился в странствия?
  • Можно ли считать информацию о Пифагоре в изученном ресурсе правдивой?

2. Используя результат выполнения второго задания, ответьте на вопросы:
  • Был ли Пифагор чемпионом олимпиады 588 г. до н.э.? Почему?
  • Почему могла возникнуть такая ошибка?
  • Можно ли доверять информации в сети Интернет полностью?

Ответы занесите в форму для ответов.