вторник, 27 января 2015 г.

Как учить таблицу умножения

Многие приходящие из начальной школы в пятый класс дети, к сожалению, плохо знают таблицу умножения. И основная причина этого в том, что они зубрят её, не понимая её принципа. А ведь память может подвести нас в любой момент, особенно если мы волнуемся. Вспомните, у врача на приеме мы сразу не отвечаем на вопрос о возрасте, а начинаем его вычислять. А ребёнок в школе часто волнуется, поэтому, забыв какой-то случай из таблицы умножения, уже не может восстановить ответ. Так что же делать, чтобы знать таблицу умножения? Ответ один: понимать, что умножение - это многократное сложение, и считать, опираясь на это понимание. В этом случае всегда можно найти ответ, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Но со временем эти вычисления будут выполняться подсознательно и очень быстро, при этом знание таблицы умножения будут прочным. 
Эти вычисления окажутся несложными, если ребёнок будет уметь считать группами по 2, 3, 4 и т.д. Поэтому учитель и родители должны добиться прочного умения ребёнка  считать группами. Да и знание переместительного свойства умножения, т.е.  2х3=3х2, позволит уменьшить число запоминаемых случаев со 100 до 55.  
Полезно для быстроты вспоминания использовать мнемонические правила.

Рассмотрим отдельные случаи.
Умножение на единицу. Легко понять и запомнить, что умножая число на единицу, получим это же число. Например, 4х1=4.

Умножение на десять. Этот случай тоже простой, ведь чтобы умножить число на десять достаточно приписать к числу нолик. Например, 7х10=70.

Умножение на два. Чаще всего в этом случае дети как раз и складывают два числа. Например, 8х2=8+8=16.

Умножение на три. Можно умножить на два и прибавить число. Например, 6х3=6х2+6=18.

Умножение на четыре. Можно умножить число на 2, а потом ещё раз умножить произведение  на два. Например, 7х4=7х2х2=14х2=28.

Умножение на пять. Пять - это половина десятка. Значит, можно сначала умножить на 10, а потом разделить на 2. 

Умножить на девять. Можно умножить число на 10 и отнять его от произведения. Например, 8х9=8х10-8=72.

Остались самые сложные случаи умножения: 6х6, 6х7, 6х8, 7х7, 7х8, 8х8. Используем случаи, которые знаем хорошо, и добавляем (или убавляем) необходимое количество чисел. Например, 6х7=6х5+6+6=42,  7х8=7х9-8=56.  Кстати, два из оставшихся случаев запоминаются как стишок:
6х6=36   - шестью шесть - тридцать шесть,

6х8=48  -  шестью восемь - сорок восемь, так же как и 5х5=25 - пятью пять - двадцать пять.

Как видим, не так уж и страшна таблица умножения, как кажется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий