Мы привыкли отсчитывать числа слева направо, то есть слева обычно располагается меньшее число, справа – большее. Возможно, всё дело в школьных уроках математики, на которых происходит знакомство с числовой прямой, растущей слева направо, от бесконечных отрицательных величин к бесконечным положительным.
Но заложено ли в нас такое «лево-правое» представление о числовом ряде от природы, или же дело в том, что кто-то когда-то изобрёл числовую прямую, и изобретение оказалось настолько удачным, что все им до сих пор пользуются?
Роза Ругани (Rosa Rugani) из Падуанского университета (Италия) вместе с коллегами полагает, что верно первое: направление отсчёта слева направо задано природой, причём не только у человека, но и у животных. Исследователи убедились в этом, поставив несколько опытов с цыплятами. Трёхдневных цыплят учили узнавать экран с пятью точками, за которым их ждало угощение. Затем перед ними ставили два экрана, на каждом из которых было всего две точки. Тогда цыплята стали заходить за левый. Когда же перед ними оказывалось два экрана с восемью точками, они начинали чаще идти к правому.
Роза Ругани (Rosa Rugani) из Падуанского университета (Италия) вместе с коллегами полагает, что верно первое: направление отсчёта слева направо задано природой, причём не только у человека, но и у животных. Исследователи убедились в этом, поставив несколько опытов с цыплятами. Трёхдневных цыплят учили узнавать экран с пятью точками, за которым их ждало угощение. Затем перед ними ставили два экрана, на каждом из которых было всего две точки. Тогда цыплята стали заходить за левый. Когда же перед ними оказывалось два экрана с восемью точками, они начинали чаще идти к правому.
Во втором варианте эксперимента всё начиналось с двадцати точек, а альтернативой им были два экрана с восемью и с тридцатью двумя точками. Результаты были сходны: перед восемью точками цыплята шли налево, перед тридцатью двумя – направо. Полностью результаты опытов описаны в статье в Science.
Важно подчеркнуть, что, когда птенцы выбирали между двумя экранами, исходного перед ними не было, то есть ни пять точек (в первом случае), ни двадцать (во втором) они не видели. Смысл же обучения был в том, чтобы создать у цыплят мотивацию искать пищу за каким-то количеством точек – проще говоря, чтобы они в принципе захотели пойти за экран. Кроме того, пять или двадцать точек давали им количественный признак, по которому можно было оценить другие объекты, то есть другие экраны с другим набором точек. Речь идёт не о том, умеют ли считать цыплята и чувствуют ли они точную количественную разницу, а о том, с какой стороной у них ассоциируется относительное количество.
И, как можно понять из экспериментальных результатов, то, что меньше «точки отсчёта», лежит у них слева, а то, что больше – справа. Из чего можно сделать следующий вывод, что представление о числовой прямой было, по крайней мере, ещё у общего предка птиц и людей, когда ни о каких цивилизациях с языком и математикой и речи не было. То есть некоторые из когнитивных особенностей нервной системы, необходимых для математических операций, могли прийти к нам из докультурного, из чисто биологического состояния.
Однако, по словам авторов работы, аналогичный эксперимент следует повторить с другими животными, а также с младенцами – если результаты окажутся такими же, тогда можно будет с большей уверенностью говорить о врождённых числовых прямых. Своё слово могут сказать и нейробиологи: известно, что у людей за пространственное представление чисел отвечает участок в правой теменной коре, однако это не значит, что у лишённых коры птиц нет каких-то своих мозговых структур, выполняющих сходные задачи. (Источник)
Ранее я уже писала о способностях цыплят к восприятию трехмерного пространства.
Ранее я уже писала о способностях цыплят к восприятию трехмерного пространства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий