Продуктивность нашей деятельности невозможна без памяти. Память – когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретённого опыта («Толковый словарь» Т.Ф. Ефремовой). Память также является залогом успешного обучения школьников. Помогут учителю в этом стратегии эффективного запоминания информации.
1. Обращение к органам чувств
Процесс обучения должен включать такие органы чувств, как визуальные (видеть и воспринимать), слуховые (слушание и говорение) и тактильные (прикосновение и движение). Апеллируя к органам чувств, вы создаёте условия школьникам для хранения информации в различных отделах мозга, что приводит к тесной взаимосвязи памяти с другими психическими процессами: мышление, внимание, восприятие, воображение и др.
Совет: сделайте свои уроки запоминающимися, при составлении технологической карты урока учитывайте такие органы чувств, как зрительные, слуховые и тактильные. Например, если на уроке вы изучаете сердце, включите в план урока просмотр фильма, прочитайте вслух текст, имитируйте движение сердца и кровотока, нарисуйте строение сердца.
2. Значимые связи
Научные исследования показывают, что процесс обучения проходит наиболее успешно, если изучение нового материала связано и основывается на знаниях уже изученного. Вероятность воспоминая вырастет, если учитель использует связи между новыми и «старыми» знаниями.
Совет: позволяйте своим ученикам анализировать и осмысливать новую информацию. Мозговой штурм – мощная, но в то же время простая стратегия, позволяющая школьникам соединить их опыт и достаточные знания с тем, что им предстоит узнать на уроке. Например, покажите изображение, связанное с новым содержанием урока, и попросите учеников рассказать об изображении всё, что они знают и могут.
3. Повторяйте, повторяйте, повторяйте
Чтобы усилить синаптические связи, необходимо постоянно активизировать память. Каждый раз, когда мы узнаём что-то новое, активизируется определённое количество нейронов. Когда мы повторяем, те же нейроны реагируют. Поэтому чем больше времени школьники повторяют, тем больше будет развиваться память, а процессы запоминания и воспоминания будут более эффективными.
Совет: повторяйте основные понятия урока системно. Отсутствие системы в повторении не развивает память. Например, используйте последние 5-7 минут на уроке как возможность вспомнить то, чему вы учили. Проанализируйте, сколько учеников помнит материал. Это может помочь школьникам укрепить веру в собственные силы, а также помочь вам для проектирования следующей темы урока.
4. Много материала – не значит хорошо
Не перегружайте кратковременную память большим объёмом информации. Обучение и память быстро потребляют такие ресурсы, как глюкоза. Чем интенсивнее обучение, тем быстрее эти ресурсы потребляются, что приводит к быстрой утомляемости и перезагруженности школьников.
Совет: научитесь давать новый материал небольшими понятными блоками и предоставляйте учащимся достаточно времени, чтобы осмыслить информацию. Слишком много материала за короткий промежуток времени – не значит хорошо, мозг всё равно не сможет обработать и сохранить его.
5. Физическая активность
Современные школьники зачастую перегружены уроками. Многие занимаются дополнительно. Да и личные, семейные проблемы могут привести к стрессу. Всё это может влиять на способность запоминать новую информацию.
Совет: включайте физическую активность на уроках или методы снятия стресса. Например, растяжка и дыхательные упражнения могут стать частью вашей учебной программы. Даже если это не урок физической культуры. Вы можете использовать такой способ в начале урока или когда вы понимаете, что школьники устали, потеряли интерес. Отдохнувший мозг – продуктивный мозг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий