На протяжении многих веков одаренные дети поражали людей своими удивительными способностями постигать вещи, выходящие за рамки понимания ученых мужей. Эти юные гении решали невероятно сложные математические задачи и сочиняли удивительные симфонии, многим чудо-детям не было и 10 лет.
В научных кругах детей с феноменальными способностями называют вундеркиндами. Некоторые из них проявляют поистине всесторонние таланты.
Например, Кристиан Хейнекен, родившийся в 1921 году и известный как "ребенок из Любека", испугал всех, когда через несколько часов после рождения произнес первые слова. Ему не было еще и года, а он уже мог воспроизвести по памяти все главные события, описанные в пяти книгах Ветхого завета. Ко второму своему дню рождения он знал имена всех персонажей из Библии так же хорошо, как те, кто долгие годы изучал богословие.
Джон Стюарт Милл, ставший в последствии известным философом и экономистом XIX века, мог читать по-гречески в три года. В 10-летнем возрасте он легко ориентировался в сочинениях Платона и Демосфена.
Чудо-дети проявляют свои исключительные способности и таланты с раннего возраста, но большинство из них, к сожалению, в последствии вырастают обычными людьми.
Слава многих вундеркиндов была весьма недолгой, они исчезали из поля зрения, часто так и не оправдав больших надежд и ожиданий. Некоторые умирали молодыми.
Во многих случаях вундеркинды были буквально до смерти замучены работой из-за того, что их нетерпеливые родители не оставляли своим отпрыскам времени на простые радости детства, надеясь нажить на их талантах капитал.
Более 2000 одаренных детей входят в общество "Менза", куда маленьких умников принимают только в том случае, если их IQ достигает 130.
Психолог Эксетерского университета профессор Майкл Хоуи посвятил 10 лет жизни изучению феномена чудо-детей.
Он утверждает, что, хотя сверхспособности выгодно отличают этих детей от их сверстников, их талантливость не унаследована от родителей с помощью определенных «генов гениальности». Психолог считает, что достижения вундеркиндов на 50% зависят от благоприятной окружающей среды, в которой они воспитываются.
Вольфганг Амадей Моцарт начал писать музыку в 5-летнем возрасте, в 7 лет он был уже прекрасным исполнителем и так великолепно играл на клавикордах и скрипке, что ездил с концертами по всей Европе. В 14 лет Моцарт записал полную партитуру "Miserere" Аллегри, прослушав пару раз это произведение в исполнении других музыкантов. Можно ли сказать, что бог наградил его врожденной гениальностью? Хоуи считает, что Моцарта гением сделал его отец Леопольд, который, будучи амбициозным преподавателем музыки, руководил занятиями сына, заставляя его заниматься более трех часов в день. Психолог подсчитал, что к 6 годам Моцарт посвятил занятиям музыкой в общей сложности 3500 часов - подобное было неслыханно в XVIII веке, и значительно превышает общепринятые нормы в современном обществе. Стоит отменить, что детские музыкальные сочинения Моцарта - это чаще всего аранжировки работ других композиторов, а свое первое оригинальное произведение он написал только в 21-летнем возрасте. Тот факт, что Моцарт записал "Miserere", поражает воображение среднего человека, но нужно учесть, что он прекрасно изучил построение музыкальных фраз, а произведение Аллегри основано на повторах, и это в значительной степени облегчило ему задачу. Получается, что способный ребенок Моцарт стал гениальным композитором благодаря своему упорному труду. Кто знает, если бы отец не заставлял сына корпеть над нотами, а маленький Моцарт носился с другой ребятней во дворе, может быть, мир бы и не увидел всемирно известные произведения талантливого композитора.
В семье Юсоф из Ковентри родители прекрасно знают, как создать благоприятную атмосферу для своих одаренных детей, способствующую их интеллектуальному развитию. В результате, четверо их детей признаны вундеркиндами. Суфья Юсоф оканчивает Оксфордский университет, по специальности математика. Она стала студенткой в 13 лет. Ее 16-летняя сестра Нориаша и 12-летний брат Искандер учатся в Варвикском университете. Младшая 5-летняя дочь Зулейка прочитала много книг, но пока неясно, будет ли она сдавать экзамены в университет в будущем году. Все дети в семье Юсоф учились дома, а их отец оставил работу, чтобы заниматься с ними. Их учили буквам и цифрам с первых лет жизни, они рано начали читать, родители не разрешают им смотреть телевизор, за исключением учебных программ. Их мама убеждена: "Для того, чтобы дети хорошо развивались, у них должно быть соответствующее окружение, активное общение со старшими и ровесниками, их нужно правильно обучать и хорошо кормить - все эти факторы влияют на них в совокупности".
Психолог Хоуи утверждает, что каждый человек может добиться выдающихся результатов в той или иной области, если будет трудолюбив и настойчив. Гений, как заявил Томас Карлайл, это "прежде всего способность прилагать усилия".
Медики с точкой зрения психолога согласны лишь частично. Научно доказано, что дети-гении значительно чаще встречаются среди мальчиков, чем среди девочек.
Медицинские авторитеты полагают, что сверходаренность - это результат высокого уровня гормонов в некоторых железах, включая гипофиз и надпочечники. Вундеркинды гениальны потому, полагают исследователи этого феномена, что их нервная система достигает своего наивысшего развития задолго до того, как разовьется весь организм.
Одним из таких удивительных детей была англичанка Бэзи Эшфорд. Когда она написала роман "Юный гость", ей было всего девять лет. Книга была воспринята читателями как шедевр. Но в дальнейшем эта талантливая девочка ничего, равного этому роману, к сожалению, так и не создала.
Юные гении быстрее проявляются в математике и в музыке, потому что эти дисциплины не требуют жизненного опыта.
Великий французский физик и математик Ампер, чьим именем названа единица силы тока, не только достиг всеобщего признания и славы, но и продемонстрировал удивительные таланты в других областях человеческих знаний. Жадный до книг еще в раннем детстве, Ампер прочитывал все, что только мог найти. Но ничто не доставляло ему такого удовольствия, как погружение в энциклопедию. Даже много лет спустя Ампер почти дословно пересказывал большую часть этого многотомного издания. В 1786 году, когда Амперу было одиннадцать лет, он уже так далеко продвинулся в изучении математики, что начал разбираться со сложными задачами в знаменитой работе Лагранжа "Аналитическая механика". На протяжении всей своей жизни Ампер совершал революционные открытия в математике, открыл фундаментальные законы электродинамики и написал значительные труды по химии, теории поэзии и психологии. К сожалению, судьба Ампера нетипична для одаренных детей.
Маленький гениальный математик Зера Колберн, не имея никакого математического образования, в 6-летнем возрасте выступал перед публикой, демонстрируя свои способности. На обдумывание многих сложных задач Колберн тратил не более секунды. Вот одна из задач, которую он с легкостью решил в уме: "Допустим, что расстояние между Бостоном и Конкордом составляет 65 миль. Сколько нужно сделать шагов, чтобы преодолеть это расстояние, если в одном шаге три ступни?" Через десять секунд последовал точный ответ: 114.400 шагов. Вскоре отец увез Зеру в Англию, где его проэкзаменовали величайшие математики того времени. Юный гений точно отвечал на все вопросы, да так быстро, что стенограф, записывавший результаты, попросил его делать это помедленнее. Например, когда у Зеры спрашивали, каков квадратный корень из 106 929, он отвечал раньше, чем бедный стенограф успевал написать на бумаге цифры: 327.
Вот еще несколько феноменальных случаев из биографии чудо-мальчика: он за несколько секунд доказал, что число 4 294 967 297 может делиться лишь на единицу и само на себя. В уме он вычислил, что данное число можно представить как произведение чисел 641 и 6 700 417.
Когда ребенка спросили, какие числа нужно возвести в квадрат, чтобы получить число 999 999, он моментально написал: 999 998 000 001. В течение пяти секунд Зера вычислил кубический корень из 413993348677 - 7453.
Трудно объяснить почему, но в 10-летнем возрасте гениальный математик утратил свои поразительные способности. Он пытался делать подобные вычисления на бумаге, но потерпел неудачу. Зера Колберн стал странствующим проповедником, преподавал богословие в маленьком семинарском колледже, а в 35 лет умер.
Сюзан Гринфилд, профессор фармакологии Оксфордского университета подчеркивает: «Я считаю, что в развитии способностей воспитание и опыт играют большую роль, чем определенные качества, унаследованные с генами». Его поддерживает доктор Питер Конгдон, психолог, работающий в Центре одаренных детей в Солихалле и специализирующийся на проблемах обучения: "У человека может быть очень сильная мотивация к учебе, но если у него низкий IQ, он не добьется больших успехов".
Многие возразят, что, независимо от влияния среды, произведения Леонардо да Винчи и Уильяма Шекспира нельзя объяснить только трудолюбием и упорством. Другие скажут, что для того, чтобы заставить трехлетнего ребенка играть на скрипке три часа в день, как это делал Моцарт, нужно чтобы либо учитель, либо ученик был гением. Но некоторые гениальные люди не вписываются ни в одну существующую схему.
Например, в начале XX века мальчика Билли Сидиса называли "самым выдающимся ребенком в США". Он выучил латинский язык в 4 года, а в 6 лет уже читал и говорил на 8 языках. Его приняли в Гарвард в 11 лет, и в том же году он сдал вступительные экзамены в Массачусетский технологический институт. В 11 лет Билли прочел свою знаменитую лекцию о четырехмерном пространстве в Гарвардском математическом клубе - одним словом, он был гением в полном смысле этого слова, но судьба его сложилась драматично. Родители ребенка придавали большое значение интеллекту сына, но не прививали ему социальные навыки. В результате, маленький вундеркинд вырос совершенно незрелым человеком в социальном и эмоциональном отношении. Ребенок постоянно находился в стрессовом состоянии и переживал душевный кризис. Сидис сошел с ума и умер в зрелом возрасте, так и не сделав ни одного серьезного открытия.
Психологи объясняют это так: «В жизни мы часто встречаем безработных с высоким IQ, или людей, выполняющих обычную механическую работу. Они умны, но им не хватает мотивации, чтобы продвигаться вперед. Гений обычно возникает из сочетания этих двух качеств».
Эйнштейн подтверждал, что любопытство, настойчивость и трудолюбие были основными составляющими его натуры, которые привели его к созданию теории относительности.
Исаак Ньютон, по словам современников, «умер бы от сухой теории, если бы не имел возможности "расслабляться" при проведении опытов».
Важно всегда помнить, маленький гений – это не только радость и гордость родителей, это огромная ответственность.
Воспитание чудо-ребенка гораздо важнее, чем его природные способности. Гениальные дети «умственно» взрослеют раньше своих сверстников, но на эмоциональном уровне они по-прежнему остаются детьми, которых взрослый мир лишает детства и детской беззаботности, потому что гениальность, как и любое отклонение от нормы, это тяжелый крест.
Маленькие гении больше других детей нуждаются в поддержке и опыте взрослых, а неправильное к ним отношение ломает их судьбы и лишает их природного таланта.
Впрочем, в истории есть и другие примеры, где из обычных детей вырастали гении. Всеми любимый русский писатель Антон Павлович Чехов за школьные сочинения получал тройки, а Шаляпина не приняли даже в «хористы».
Комментариев нет:
Отправить комментарий