В статье "Откуда берутся и куда деваются вундеркинды?" Дмитрия Ушакова рассматриваются вундеркинды, которые проявили себя в сфере науки и техники: Блез Паскаль, Джордж Биддер, Зера Колбурн, Джон Стюарт Милль, Карл Витте, Норберт Винер, Вильям Сидис.
Систематизируя их биографии, автор выделил типичные этапы жизненного пути вундеркиндов:
1. Латентный этап, на котором талант еще не проявлен;
2. Демонстративный этап, когда обнаруживается удивительный талант ребенка.
3. Этап выравнивания, когда вундеркинд оказывается на том же уровне достижений, что и другие его способные сверстники, которые, однако, не были столь блестящими в детстве. Происходит выравнивание по отношению к молодым людям своего возраста.
4. Этап творчества или депрессии.
Как итог, делается вывод: вундеркинд = способности x сверхстимулирующая среда. Способности являются довольно стабильным свойством человека. Так, корреляция психометрического интеллекта в 5–7 и 17–18 лет составляет r = 0,86, а для возрастов 11–13 и 17–18 лет — r = 0,96. В этом плане бывшие вундеркинды имеют шансы на успех в зрелом творчестве. Однако сверхстимулирующая среда в детстве может обернуться серьезными проблемами. В этом плане больше шансов оказывается у людей, которые обладают хорошими способностями, однако имели более обычное детство и особо стимулирующую и благоприятную среду в раннем взрослом возрасте — в период профессионального становления.
Анализ биографий вундеркиндов приводит к выделению двух этапов стимуляции, двух толчков в интеллектуальном развитии человека. Первый толчок происходит в детстве и исходит главным образом от семьи. Если способности ребенка велики, а толчок очень сильный, ребенок имеет шанс развить инфантильный талант и превратиться в вундеркинда. Второй толчок относится к периоду профессионального становления. Семья оказывает здесь лишь опосредованное влияние — через те личностные особенности, которые были заложены в детстве. Именно этот период оказывается решающим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий