вторник, 3 мая 2011 г.

Как улучшить память

В статье кандидат химических наук В.В. Благутиной "КАК УСТРОЕНА ПАМЯТЬ? СИСТЕМЫ ПАМЯТИ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" идет речь о памяти и её видах:
  • сознательная и бессознательная;
  • семантическая (все наши познания об окружающем мире) и эпизодическая (включает факты, пережитые лично).
Впрочем, сегодня память разделяют даже не на два типа,  а на пять (см. рисунок).


Тесты полезны для памяти 
Лучше пройти тест, чем учить без остановки. Это показали эксперименты, проведенные американскими учеными в 2006 году. Исследователи дали студентам психологического факультета текст по теме, которую они заведомо не знали. Потом поделили их на три группы: одна проходила тест, другая получила тексты с дополнительной информацией по теме, а третьих отпустили домой. На следующий день все прошли экзамен по новой теме: первая группа получила заметно лучший результат. 

Методики улучшения памяти 

Техники мысленного изображения 

Суть всех этих методик в том, чтобы улучшить кодирование информации — мозг должен лучше обрабатывать то, что надо запомнить. 

Интерактивное изображение 

Надо придумывать воображаемые картины, объединяющие две и больше информационных единицы, которые предстоит запомнить. Чем абсурднее картинки, тем они ярче, а значит, их легче вспомнить. Исследователи из стокгольмского Каролинского университета обучали таким образом группу пожилых людей. Их просили вообразить картинки, содержащие слова, которые предстояло запомнить. Например, чтобы запомнить слова «трубка» и «рыба», можно представить себе рыбу, курящую трубку. После курса обучения все участники лучше запоминали список конкретных и абстрактных слов, в том числе серии цифр. Последнее очень важно, учитывая, какое количество кодов (от входной двери, банковских, номера телефонов) каждому из них приходится помнить. 

Ассоциация имена — лица 

Эту методику разработал в 1980 году Давид Мак-Карти из университета штата Орегон (США). Характерные черты лица мысленно ассоциируют со словом. Например, надо запомнить фамилию Садовничий. Надо превратить фамилию в слово «сад», потом определить часть лица, которая будет ассоциироваться с придуманным словом. Пусть это будет борода, которая примет вид сада. В тот момент, когда это будет нужно, человек вспомнит бороду и то, что она похожа на сад, и это станет подсказкой для фамилии. Методика эффективна, но в обычной жизни не очень проста, поскольку требует больших познавательных усилий. 

Методика мест 

Ее придумал грек Симонид с Кеоса в V веке до н.э. Античные ораторы широко ею пользовались, чтобы вспомнить фразы из речи в правильной последовательности. Слова, которые необходимо запомнить, надо ассоциировать с хорошо знакомым местом. Представляем, например, свою квартиру, и точно определяем пункты в ней, по которым мы будем перемещаться. Потом связываем каждый пункт (комнаты, кухня) со списком слов в правильном порядке. 

Это абсурдное использование ассоциации между местом и нужным словом позволяет провести семантическую или эмоциональную обработку информации и таким образом лучше разместить ее в памяти. Многочисленные авторы исследований подтвердили, что методика места улучшает запоминание слов и у пожилых, и у молодых людей. 

Стратегии организации запоминания 

Они состоят в том, чтобы сгруппировать слова, которые надо запомнить, по семантическому смыслу или создать эпизодические связи между ними. В момент воспоминания часть информации запускает извлечение остальных выученных слов. 

Семантическая организация 

Как уже сказано, слова группируют по их принадлежности к одинаковым семантическим категориям. Например, пожилым людям предлагают список слов, состоящий из названий рыб, одежды, овощей, фруктов. Сначала они должны вспомнить всех рыб, потом предметы одежды, названия овощей... Впрочем, этот прием многие используют и в повседневной жизни, чтобы запомнить, что надо купить. 

Иерархическая организация 

Предметы организуются по принципу: от самых общих до специфических. Если опять взять пример с покупками, то, используя эту технику, сначала надо сгруппировать средства для ухода за домом, куда будут входить: мыло, стиральный порошок, губки... 

Придумывание историй 

Эта методика используется часто и спонтанно. Придумывается история со словами, которые надо запомнить. Происходящие в ней события — это указатели на закодированные слова. Метод довольно эффективен, поскольку рассказ, безусловно, запоминается лучше, чем набор слов. Более того, когда придумывается рассказ, то кодирование слов в памяти получается более глубоким и продуманным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий