Несколько забавных историй из книги И. Славутского "И в шутку и всерьез о математике (из записных книжек)" (Санкт-Петербург, 1998 г.) помогут показать, что даже самая серьезная наука может дать пищу для шуток, иронии, забавных и поучительных историй, интересных не только математикам. Ибо, как сказал Дж. Литлвуд, "хорошая математическая шутка лучше дюжины посредственных работ".
1. Шестидесяти лет от роду Гаусс стал изучать русский язык и уже через два года смог не только прочесть работы Лобачевского, но и бегло говорить по-русски, а также читать в подлиннике Пушкина. Особенно нравился ему "Борис Годунов".
2. Р., профессор ЛГУ, приходит в школу, где обучается его дочь. В беседе с учительницей математики он жалуется на бестолковость своего чада. Тактичная учительница всячески его успокаивает, мол, обыкновенный ребенок, и какая уж особая "толковость" может быть в восемь лет...
- А вот позовите-ка разумного одноклассника, - настаивает отец, - и я Вам покажу разницу! Учительница - разговор идет на перемене - выхватывает из стайки проносящихся детей мальчонку с ясными глазенками, и профессор, в те годы человек не старый, обращается к нему без предисловий:
- Скажи, пожалуйста, сколько ватт в киловатте?
Мальчишка смущенно пожимает плечами и говорит: - Я не знаю, что такое ватт... Но килограмм содержит 1000 граммов. Наверное, в киловатте 1000 ватт...
- Вот видите! - торжествующе кричит отец девочки, отпустив сбежавшего с облегчением парнишку. - Моя дура начала бы реветь: "Мы этого не проходили, учительница не объясняла..." Вот в чем разница!
3. Ректору Ленинградского университета известному геометру профессору А. Д. Александрову на стол легло заявление "Прошу принять меня в ОСПИРАНТУРУ..." В ответ он наложил резолюцию "АТКАЗАТЬ".
4. ... Чебышев предпочитал читать классиков и редко обращался к работам современников... Традиция живуча! Спустя сто лет один из ленинградских профессоров про своего коллегу-математика говаривал:
- Он из наших, петербургских... Он читать не любит! 5. Когда в университетской столовой появились три варианта качественно различных обедов (с соответствующим разбросом цен), то эти обеды в порядке убывания цен именовались студентами соответственно действительные, комплексные и чисто мнимые.
6. Мой школьный учитель нытье некоторых моих одноклассников: "Ну, у меня же правильный ответ..." прерывал примером:
- Я сокращаю дробь, вычеркивая в числителе и знаменателе одинаковые цифры... Правильно ли это? - Не-е... Так нельзя...
- Почему нельзя? Вот смотри: 26/65 = 2/5! Верный ответ?
- Да-а... - тянет ученик, сократив в уме на 13, - верный...
- Ну, вот видишь, и нелепые действия могут привести к правильному ответу!
7. - Простите, господин учитель, но его звали не Исаак Ньютон, а Бином Ньютон...
8. Когда девятнадцатилетний Леонард Эйлер представил Парижской Академии наук в 1725 году решение проблемы выбора наилучшего места на корабле для установки мачты и выиграл конкурс, то он к этому моменту ни разу не видел моря и морских судов...
9. Старушка-помещица, тетушка М. В. Остроградского, слыша украинский акцент, не покидавший знаменитого племянника всю жизнь, с грустью говаривала:
- Ах, Миша, Миша, и чему ты учился в Париже?! Ты даже по-русски не выучился говорить как следует...
В заключение. Можно дискутировать о том, в каком объеме человеку необходимо знать математику. Но действительность всегда забавнее любого анекдота... При въезде в США при проверке уровня образования известного физика, нобелевского лауреата Энрико Ферми попросили найти сумму 15+27=?
Комментариев нет:
Отправить комментарий