В процессе изучения математики используются два типа памяти: кратковременная и долговременная.
Когда мы что-то вычисляем, преобразуем, то все промежуточные результаты и сами условия мы помним лишь до завершения работы, а затем забываем. Это хорошо и разумно, ибо для чего засорять свою память ненужными данными, ведь они нам нужны лишь для решения данной задачи, а для последующей работы они вовсе не нужны. В этом случае действовала лишь одна кратковременная память.
Долговременная память возникает тогда, когда некоторые из внешних воздействий (знаний, фактов, понятий и т. д.), имеющих особое для нас значение, перерабатываются в нашем уме, осмысливаются, и тогда они переходят в долговременную память и запоминаются надолго.
Таким образом, при восприятии и деятельности все воспринимаемое как бы сортируется: одни из этих восприятий отправляются в кратковременную память и затем выбрасываются, забываются; другие же осмысливаются, перерабатываются и отправляются в долговременную память, где сохраняются достаточно долго. Процесс перехода воспринимаемого материала в долговременную память требует известного времени (от получаса до часа), в то время как процесс кратковременного запоминания происходит мгновенно.
Таким образом, при восприятии и деятельности все воспринимаемое как бы сортируется: одни из этих восприятий отправляются в кратковременную память и затем выбрасываются, забываются; другие же осмысливаются, перерабатываются и отправляются в долговременную память, где сохраняются достаточно долго. Процесс перехода воспринимаемого материала в долговременную память требует известного времени (от получаса до часа), в то время как процесс кратковременного запоминания происходит мгновенно.
Проверить свою кратковременную память можно, например, таким образом. Приготовьте на листе бумаги следующую таблицу:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 81
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83
С помощью этой таблицы можно производить проверку как зрительной, так и слуховой кратковременной памяти. Способ проверки слуховой памяти: попросите кого-либо называть вам сначала числа первой строки, после чего вы их записываете, затем называть числа второй строки, после этого вы записываете эти числа и т. д. Если вы сумеете записать по памяти все числа не выше 3—4-й строки без ошибок, то у вас вполне нормальная слуховая кратковременная память.
Для проверки зрительной памяти надо открывать по порядку каждую строчку таблицы, рассматривать ее в течение примерно полминуты, затем, закрыв таблицу, воспроизвести по памяти числа данной строчки. Если вы сумеете безошибочно воспроизвести все числа не выше 3—4-й строчки, то у вас нормальная зрительная память.
Вот другой способ. Попросите кого-либо, чтобы он нарисовал на листе бумаги 12 геометрических фигур, например: правильный треугольник, окружность, квадрат, окружность со вписанным треугольником, окружность с описанным квадратом, параллелограмм, прямоугольник, трапецию, ромб, пару вертикальных углов, треугольник с вписанным квадратом, ромб с вписанной окружностью. И все эти фигуры пусть он раскрасит двумя цветами, притом сложную фигуру, состоящую из двух, надо раскрасить двумя цветами; получится, например, красный круг с синим треугольником или синий квадрат с красным кругом и т. д.
Вам показывают этот рисунок, и вы его должны внимательно рассматривать в течение одной минуты. Затем, закрыв рисунок, вы по памяти должны назвать все нарисованные фигуры. Если вы правильно вспомните не менее 8 фигур, то у вас вполне нормальная память.
Если ваша память (слуховая, зрительная или образная) оказалась несколько ниже нормы, то с помощью указанных способов можно тренировать свою память, для чего нужно соответствующую проверку повторить до тех пор, пока вы не достигнете нормы, при этом промежуток между повторными проверками должен быть не менее часа, а лучше сутки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий