Метод «махания руками у доски», оказывается, действительно помогает решать математические задачи. Как показали психологи, в жестах детей часто скрываются подходы к задаче, которые словами ребёнок не способен выразить. И жестикуляция помогает осваивать правильные методы решения арифметических задач.
Известно, что человек может выполнить задание, будучи неспособным сформулировать, как он этого добился. Например, в одном из исследований взрослых просили «извлечь» пять шаров из пяти коробок на экране монитора, но при этом не сообщали, что самый правый шар был всегда подвижен, а остальные можно было передвигать, только если шар справа был в коробке, а остальные шары справа – вне коробок. Все справились с головоломкой, но лишь немногие смогли объяснить, как им это удалось.
Флек и Вейсберг в 2004 году предложили другой интересный эксперимент – они просили испытуемых произносить вслух все мысли, появляющиеся при выполнении заданий с комбинациями слов. В результате обучаемые смогли намного эффективней справиться с заданием, но остался вопрос об истинной «скрытости» этих знаний: ведь когда испытуемые озвучивали свои мысли, эти способности и мысли переходили в разряд «открытых», и уже нельзя было установить, обладал ли человек ими до выполнения задания.
Сара Бродерс и её коллеги из Университета Чикаго придумали, как установить наличие скрытых знаний, при этом не превращая их в открытые. Они использовали жестикуляцию. Этот тип сигнализации может не только показать наличие потенциальных знаний, но и установить их содержание.
В качестве группы для исследования Бродерс и коллеги взяли американских школьников из третьего-четвертого классов. Такие дети обычно неспособны решить задачу типа 6+4+5=__+5. Правильный ответ – 10, однако дети обычно ставят на пустое место 15, являющееся суммой 6, 4 и 5 слева, или 20 – сумму всех четырех показанных чисел.
Когда девочку, нарисовавшую 20, попросили объяснить, как у нее это получилось, она сказала, что сложила все числа вместе, но при этом ее указательный и средний палец показали сначала на 6 и 4, а затем на пустое место.
Ученые сочли, что хотя девочка и не имела в виду такую группировку, но ее подсознание проявилось в жестикуляции.
Проявление подсознательных знаний у детей в языке жестов, но не в устной речи, было показано и раньше, но психологи решили пойти дальше и доказать роль жестикуляции в процессе обучения. На эту мысль их натолкнул тот факт, что рассуждения вслух в ходе обучения или выполнения задания существенно улучшают результат.
В ходе первого этапа исследования ученые решили установить, насколько принуждение к жестикуляции усиливает проявление скрытых знаний. Для этого 103 школьников просили объяснить решение двух наборов из шести заданий типа 6+3+7=__+7. Сначала каждого ребенка просили на доске решить пример, а затем объяснить его решение, при этом 6 примеров – не инструктируя насчет манипуляций руками, а вторые 6 – с жестикуляцией.
Для чистоты эксперимента тех немногих детей, кто правильно выполнил задание, из дальнейшего хода исследования исключали.
Оставшихся же разделили на три группы: первую просили жестикулировать; вторую просили этого не делать; а третью вообще ни о чем не просили, кроме того, что объяснить, как они выполнили задание.
В ходе первого исследования ученые смогли выявить шесть основных подходов, три правильных и три неправильных, которые моли выражаться и в устной форме, и в виде жестов. Среди правильных были «Обе стороны равенства должны быть одинаковы», или «Здесь X и здесь X – что, если их вычеркнуть, а оставшееся – сложить?», а также формальный перенос с противоположным знаком. Среди неправильных – «Сложить всё до знака равенства», «Сложить все числа, между которыми плюс».
Всем подходам соответствовали определённые движения руками. Например, верное «обе стороны равенства должны быть одинаковы» на языке жестов превращалось в «подчёркивание» обеих сторон плоской ладонью, а ошибочное сложение всех чисел – в поочерёдное указание на каждое из них, а также место для ответа слева направо. Оказалось, кстати, что скрытая в подсознании информация проявляется у разных людей почти одинаковым образом.
Удивительно, что некоторые дети из группы жестикуляции не могли объяснить, но повторяли тот же набор действий пальцами и кистями рук, что и правильно объяснявшие и жестикулировавшие ученики.
Более того, дети, которых просили жестикулировать – даже если они сами по себе этого не сделали бы – в среднем решали задачи лучше, «через руки» осваивая новые подходы к задаче.
Во втором исследовании приняло участие 70 детей, не участвовавших в первом. Сначала их также попросили решать задачи, жестикулируя или не жестикулируя. Затем ученикам на шести примерах, наконец, объяснили, как правильно решать такого типа задания, при этом учитель прибегал к одинаковому методу жестикуляции, «перемещая» числа руками. После урока детям дали листок с ручкой и снова попросили пройти тестирование.
К удивлению ученых, группа детей, жестикулировавших до урока, смогла правильно решить на 50% больше заданий, а значит, развитие навыков жестикуляции помогает в дальнейшем обучении.
От объяснения своих результатов психологи воздерживаются. Возможно, махание руками у доски проявляет новые аспекты проблемы. А может быть, это связано с более простой «формализацией» идей в виде пространственных движений.
В любом случае, практический вывод из их работы очень простой: поощряйте детей в жестикуляции – если они не будут стесняться делать это, у них появится шанс освоить стратегии решения задач, которые прежде не были им известны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий